Наши новинки

Появились новинки, заходите посмотреть.

Статьи

< назад

    Садовые аксессуары в цветнике. (Журнал «Цветники»).

    Книги о цветниках, журналы о цветниках, лекции, снова книги и новые журналы. Казалось бы, мы должны знать о цветниках абсолютно всё, но не тут то было. Новые формы и сорта растений, новые модные тенденции в мире ландшафтного строительства, новые материалы часто заставляют нас по-другому взглянуть на привычные вещи и создать что-то своё, необычное, нестандартное. И в первую очередь я всех призываю обратить внимание на появившиеся в последнее время разнообразные «декоративно-художественные изделия» для украшения сада и предлагаю поговорить о том, как правильно их использовать в цветниках.      

    Итак, вначале ассортимент.

    1. Вазоны. Это один из самых распространённых садовых аксессуаров. С лёгкой руки первых переводчиков английских книг по дизайну сада они стали именоваться «контейнерами» наряду с остальными ёмкостями для посадки растений, как бы утрачивая  при этом право считаться самостоятельной ландшафтной единицей. Между тем вазон, даже самый нейтральный, создаёт вокруг себя особую атмосферу.   

    Материал может быть различный, но лучше всего выглядит керамика (при покупке обратите внимание на её морозостойкость). Простая обожжённая глина придаст цветнику колорит английского сельского сада, изделия из шамота более универсальны, керамика с рельефом подчеркнёт парадность композиции, состаренные и замшелые сосуды окажутся кстати в стильном теневом уголке. А вот блестящая глазурь не годится, это совершенно не садовый материал. Для более крупных ёмкостей подходит бетон. Конечно, не серый и не выкрашенный белой краской, а с качественной заводской отделкой, фактурной или цветовой. Как правило, такие вазоны из-за значительного веса делаются стационарными, а это значит, что постепенно ветра и дожди смягчат искусственную аккуратность формы, в трещинках поселится мох, и мы получим прекрасный образец органичного включения садового аксессуара. И, наконец, пластмассовые вазоны. Они бывают белые, терракотовые и редко тёмно-зелёные. За неимением ничего лучшего, в некоторых случаях можно обойтись и ими. Например, белые очень хорошо вливаются в антураж классической советской дачи, деревянной, с частыми переплётами на окнах веранды, а терракотовые, наоборот, очень подходят к кирпичу. И ещё: в терракотовые ни в коем случае нельзя сажать яркие малиновые петунии – это сочетание смотрится вульгарно.        

    Пропорции вазонов могут быть самыми разными, от плошки до стройного кувшина. Размер - от 20 см в диаметре. Они могут стоять на подставке или непосредственно на земле. В последнем случае под днище обычно кладётся плоский камень или подсыпается немного гравия. Делается это, во-первых, для устойчивости, во-вторых, для того, чтобы во время полива не летели мокрые земляные брызги и, в-третьих, для завершённости композиции: вазон тут не случайно. То же можно проделать и при наличии подставки, но, как правило, низ её окружают растения, и декоративный аспект этого мероприятия отпадает. Подставки лучше всего либо кованные металлические, либо «родные», составляющие комплект. А если вазон стационарный, очень неплохо соорудить для него небольшой столбик из того же материала, что и постройки на участке: кирпич, камень                                                        цоколя и т. д. Ещё имейте в виду, что любой вазон и тем более кувшин можно положить. Есть даже специальные «разбитые» сосуды, но я советую подумать, прежде чем их использовать: зияющая дыра с угловатым краем среди нежных, хрупких петуний заставит впечатлительного зрителя поёжиться. Но в лесной зоне, да ещё с подсаженными внутри мелкими растениями, это вполне приемлемо.

    Вазоны могут быть как с растительным наполнением (одинаковые цветы, композиция, что-нибудь хвойное или экзотическое), так и пустые (обычно, со сравнительно узким горлом). В стандартном варианте мы имеем: вазон; то, что внутри и то, что вокруг. Правило состоит в том, чтобы одна из этих составляющих была главной, остальные дополняли бы её. Иными словами, если цветник пёстрый –  вазон простой, с фактурным зелёным растением, например, с хвойным или хлорофитумом. Если окружение зелёное – в вазоне яркие цветы. Если мы хотим, чтобы солировал вазон – либо оставляем его пустым, либо сажаем в него примерно то же, что и вокруг.

    2. Садовая скульптура. Ничто так не украшает сад, как скульптура. Вопрос только в том, насколько она хороша сама по себе и подходит ли по стилю. Вариантов не так уж много. Если вычеркнуть псевдоклассические статуи, наводнившие в последнее время наш голодавший долгие десятилетия рынок, остаётся следующее: качественные копии античных и ренессансных статуй (оказываются к месту в единичных случаях и очень дорогие), фигурки животных (тут требования помягче), абстрактная скульптура (наиболее перспективное направление), деревянные фигуры (при соответствующей архитектуре и в лесной части сада), малая скульптура (гномы, лягушки и т. д.). Лучше, если эти произведения будут авторские или хотя бы качественные и симпатичные. Про пластмассовую корову в стиле naturel я сознательно умолчала.

    3. Камни. Надо почувствовать тонкую грань между рокарием и цветником с камнями. В первом случае это каменистый участок, в котором всячески подчёркивается его естественность, а во втором камни служат украшением, аксессуаром. Поэтому стоит выбирать самые роскошные, а ещё лучше уникальные камни. Они могут покоиться среди цветов обычным образом, как в рокарии, слегка заглублёнными в почву, будто лежат здесь с начала мироздания (или с конца ледникового периода). А можно взять камень и торжественно водрузить его на подставку.

    4. Аксессуары «в стиле…». Как правило, любая стилизация, выполненная тонко, со вкусом и (в идеале) с лёгкой долей иронии, придаёт саду экзотический шарм. И это тот редкий случай, когда одними растениями обойтись практически невозможно. Чтобы небольшая стилизация получилась узнаваемая, в ней должны присутствовать один или несколько характерных предметов. В этом смысле очень хороши античные колонны. Конечно, можно поставить новенькую и чистую, прямо с конвейера, но лучше сделать старинные развалины, искусственно состарив материал. Непременно подсадить хедеру, заранее подращённую дома, и неприхотливые средиземноморские растения.

         Сельский цветник украсят плетёные вещицы, крынки, цветочные горшки большого размера. «Разбитый» горшок тоже стоит немного состарить, подкоптить (и не забыть отлепить штрих код). Мельницы напомнят о Голландии, солнечные часы и поилки для птиц перенесут в романтическую Англию позапрошлого века, настенный источник с непременным львом  - в темпераментную Испанию, верёвки с сохнущим бельём – в Италию (шутка).

    5. Светильники. Днём любой фонарь становится аксессуаром, и выбирать их надо внимательно. Нейтральные универсальные формы подойдут везде, но особой радости не доставят. Парадные классические фонарики украсят парадную же часть сада. Более мягкие по характеру шарики хороши в любом миксбордере, в том числе и лесном. Hi tech я не люблю.

    6. Лесные и теневые аксессуары. Это особая «природная» коллекция. Конечно, в эту группу входят и вазоны, и камни, и небольшие фигурки леших, белок и ежей. Но кроме этого – всевозможные пни, коряги, деревянные кормушки для птиц.

    И, наконец, использование аксессуаров в цветниках. Крупный предмет может служить центральным элементом небольшой клумбы. При этом она может быть регулярной, классической, тогда в центре ставится скульптура, внушительный вазон, мини-фонтан, солнечные часы или что-нибудь в этом роде. А если композиция асимметрична, то подойдут менее помпезные предметы из того же списка, а также фонари.  В большом миксбордере может быть как один, так и несколько аксессуаров. Эти «несколько» могут сочетаться между собой, например, вазоны одной серии. Но, чтобы не получилось однообразия, форма, размер, способ установки (наличие подставки) и растительное окружение должны различаться. Впрочем, перегружать цветник однообразными вещами не стоит. Гораздо приятнее будет такой вариант: высокие солнечные часы, большой вазон, плошка и пара-тройка фонарей. Или камень, фонарь и вазон на подставке. Обратите внимание, что в обоих случаях масса нерастительных элементов распределяется по вертикали, но при этом надо следить, чтобы нижняя часть оставалась более тяжёлой. Глубина тоже должна быть охвачена. Тогда цветник получается объёмным. Далее. Аксессуар может как бы «вырастать» из зелени и цветов, а может стоять несколько обособленно, на небольшом пространстве с гравийной отсыпкой или другим подходящим мульчирующим материалом. Первый вариант более мягкий, второй более активный.

    В заключение, несколько слов о цвете. Понятно, что аксессуары должны гармонировать и с постройками, и со своим цветочным окружением. Поэтому, как правило, они делаются нейтральными. И всё же. Я уже упоминала о яркой терракоте и ярких петуниях. Теперь можно обобщить. Есть так называемая «кирпичная» группа – жёлто-оранжево-коричневая, а есть «каменная», более холодная – бежево-серо-розово-зелёная. Цвета первой группы тёплые, более насыщенные, основной представитель – родственная кирпичу терракота. Пожалуй, только с ней мы можем позволить себе использовать все без исключения сорта бархатцев (все сразу – не стоит!). А вот малиновую группу придётся исключить полностью и красное в непосредственной близости не сажать. Короче, всё то же самое, что к лицу натуральным рыженьким. Вторая группа более универсальная. Просто подбираете оттенок, подходящий к вашей штукатурке или камню цоколя.

    И последнее. Очень советую запастись некоторым количеством нетяжёлых аксессуаров на случай возникновения каких-либо проблем с цветником, особенно для начинающих: где-то выпала рассада, что-то никак не зацветает, большой кусок слишком плоский и т. д. Можно всё лето страдать, а можно по мере надобности доставать из кладовки очередной предмет и – цветник как будто заново родился.

    Вот, пожалуй, и всё. Успехов вам и творческого настроения!