Наши новинки

Появились новинки, заходите посмотреть.

Статьи

< назад

    Фонари под солнцем. (Журнал «Сад своими руками»).

    Эта статья не о том, как правильно прокладывать электросеть или ставить датчики, не об освещающей способности различного рода лампочек и даже не о пресловутом романтическом волшебстве вечернего сада, щедро дарящего всем желающим ощущение праздника или покоя, сказки или уюта посредством оборудования его несметным количеством светящихся, дымящихся и прочих электроустройств. Лишь немногие из них днём остаются скрытыми в зелени и мирно дремлют до наступления следующих сумерек. Большинство же фонарей, стоящих у всех на виду, вынуждены работать и днём, правда, уже совсем в ином качестве: садовыми аксессуарами. Вот о них-то, часто одиноких и неприкаянных, у нас и пойдёт речь.

    Думаю, утверждение о том, что все элементы сада должны быть включены в общую композицию, не вызывает сомнений. И если с растениями, вазонами, камнями именно так и происходит, то фонари зачастую просто выпадают из нашего поля зрения. И напрасно. Из чужеродных элементов (в лучшем случае нейтральных, в худшем - навязчиво-диссонансных) они должны превратиться в замечательные декоративные акценты для растительных композиций и, благодаря своей повторяемости, послужить дополнительной темой, связывающей разные уголки участка в единое целое.

    Итак, по порядку.

    При всём кажущемся многообразии, садовые светильники, на сегодняшний день представленные в продаже, можно грубо разделить на 5 групп: «шарики»; «фонарики»; абстрактные «столбики- грибки»; нечто серебристо - металлическо-космическое, называемое в народе «Hi Tech»; прочие единичные экземпляры.

     Теперь подробно о каждой группе.

    Шарики. Узорчатые и матовые, стеклянные и пластиковые, плавающие и лежащие в траве – хороши все, особенно в ландшафтных композициях. Они не выглядят чужеродными элементами даже в лесном миксбордере или гравийном садике, особенно если соблюсти три правила: ножку (если она простая) максимально прикрыть; при крупных размерах плафона разместить спереди растение с ажурной листвой, чтобы визуально раздробить однородное пятно; создать фон. Таким образом органично вплетённые в ткань цветника, эти предметы цивилизации начинают казаться почти природными, хотя и не понятно с чем именно они ассоциируются. Отсюда способ их размещения: где-то группками, где-то по одному, разного диаметра, на разной высоте. Не годится только одно – «в линию вдоль дорожки». Исключение могут составить лишь те, что имеют красивую ножку или декоративные металлические элементы вокруг плафона.

    Другое дело – фонарики, классические или модерн. Они больше подходят для неофициально-парадной территории и воспринимаются как часть архитектуры. Цветники с ними приобретают завершённый вид. Эти светильники можно ставить и вдоль дорожки, и у крыльца, и в роскошном миксбордере, где их логично варьировать по высоте, соизмеряя с высотой растений и подчёркивая тем самым вертикальную динамику цветника. Вокруг фонариков, не вошедших в большие миксбордеры или кустарниковые массивы, высаживается какой-либо фактурный растительный элемент или группа растений, иногда с камнями и гравийной отсыпкой. При этом мы получаем двойной результат: пристраиваем светильники и создаём мини-композиции, которые необыкновенно хороши сами по себе. В отличие от шариков, здесь не обязательно столь тщательно декорировать несущее основание (от архитектурного элемента и не ожидаешь, что он будет висеть в воздухе), но если ножка неинтересная – лучше прикрыть. Стоит ли оставлять какую-то часть фонарей отдельностоящими? Если их много – можно, а если каждый на счету, стоит получить от них максимум декоративного эффекта.   

    Что касается столбиков-грибков, то эти нейтральные неброские фонарики годятся  всюду: и в цветнике, и вдоль дорожки, и в лесу, и на горке. Особой красоты или прелести в них нет, зато они универсальны и ненавязчивы. Конечно, такой фонарик тоже будет акцентом, но не несущим в себе ни эмоционального заряда, ни характерного настроения.

    И, наконец, hi tech-произведения могут быть применены лишь тогда, когда и дом, и весь участок выдержаны в этом стиле. В нормальном человеческом саду они будут чужеродными, какими бы волшебными растениями мы их не обсадили.

    Последняя группа - даже не группа, а просто «всё остальное». На мой взгляд, внимания заслуживают следующие модели светильников. Изящный и трогательный фонарик на изогнутой ножке со склонённой вниз головкой, как у ландыша или колокольчика. Односторонняя его ориентация и настроение, которое он создаёт, обусловливает его место: мягкий миксбордер или небольшая теневая композиция. Фонарик-маячок увенчает холм на берегу водоёма или украсит островок. Небольшие фонарики-светлячки оживят уголок леса. Светящиеся камни привнесут в рокарий элемент неожиданности. А если говорить о модных тенденциях, то хитом  ближайших сезонов должны стать авторские работы архитекторов, скульпторов, дизайнеров. Какие-то модели пойдут в массовое производство, что-то останется в единичных экземплярах. (Пока что самый распространённый тип авторского светильника – японские фонари). Конечно, весь сад освещать ими не стоит, достаточно нескольких штук, остальные нейтральные. Можно и самим придумать что-нибудь нестандартное, например, наборные каменные основания или подставки из роскошных коряг. А опыт показывает, что любая интересная вещь будет смотреться великолепно, если найти ей правильное место. Так что доверьтесь своему вкусу и интуиции (а также нашим рекомендациям). Светлых вам дней и ночей!
    Цветочные горшки большого размера